МОУ "Вилюйская средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Николая Саввича Степанова" города Вилюйска Республики Саха (Якутия)

Слепцова Анна Васильевна

заместитель директора по научно-методической работе

Визитка

Научно-методическая работа

Тема самообразования

НОУ

Педагоги

Достижения

Фотогалерея

Тема самообразования:

"Формирование информационной компетентности педагога"

Педагогические разработки:

Обобщение и распространение педагогического опыта

  • 2004 г - Выступление на тему "Использование Microsoft Excel для аналитической деятельности учителя" на республиканской НПК "Педагогическое наследие и профессиональная компетентность" в г. Якутске
  • 2004 г - Выступление на тему "Физико-математическое образование в школе" на региональной НПК "Педагогическое наследие М.А. Алексеева и современное состояние физико-математического образования в Вилюйском регионе" в г. Вилюйске
  • 2006 г - Выступление на тему "НИТ в учебно-воспитательном процессе школы" на VII республиканской НПК "Новые технологии в образовании: Информатизация образования в условиях реализации национальных проектов" в г. Нюрбе
  • 2007 г - Выступление на тему "Формирование информационной компетентности педагога" на IX республиканской НПК "Новые технологии в образовании: Информационные технологии и развитие образования" в с. Майя
  • 2005 г - Мастер-класс по программе "Intel: Обучение для будущего" на Дне открытых дверей "Творческий почерк учителя" Вилюйской средней школы №3 им. Героя Н.С. Степанова
  • 2005 г - Мастер-класс по программе "Intel: Обучение для будущего" на улусном семинаре учителей информатики
  • 2006 г - Выступление на тему "Использование Microsoft Excel для аналитической деятельности учителя" на сентябрьском совещании учителей Вилюйского улуса
  • 2007 г - Доклад "Информационные технологии и современные требования к педагогу" на улусном этапе 49 республиканских педагогических чтений
  • 2007 г - Мастер-класс "Предпрофильная подготовка и профильное обучение учащихся в ВСОШ №3 им. Героя Н.С. Степанова" на улусном семинар-совещании руководителей образовательных учреждений Вилюйского улуса
  • 2008 г - Защита проекта "Социально-педагогический комплекс" (многопрофильная школа) на улусном фестивале педагогических проектов и идей "Через традиции и инновации к качеству и конкурентоспособности"
  • 2008 г - Защита проекта "Консультационный центр "Семья" на улусном фестивале педагогических проектов и идей "Через традиции и инновации к качеству и конкурентоспособности"
  • 2008 г - Стендовая защита работы школы на I улусном ысыахе работников образования Вилюйского улуса

Повышение квалификации


  1. Обоснование темы
    За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Учитель, по определению А.В. Луначарского, человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его ого лектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой личной ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по усовершенствованию.
    Как показывает практика, без новых технологий уже невозможно представить современную школу. Информационная школа - это школа XXI века, которая представляет собой единую информационную систему, объединяющую современными информационными сетями как все элементы образовательного процесса, так и ее связи с внешней средой.
    В концепции информатизации системы общего образования РС (Я) под информатизацией образования понимается процесс, направленный на повышение качества образования за счет формирования единой информационной образовательной среды и интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Таким образом, перед руководителями школы стает большая задача: так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы внедрение новых информационных технологий был ориентировано на развитие, самосовершенствование учащихся путем овладения в первую очередь этой технологии учителем.
    Учитель должен уметь организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждый ученик оказался в ситуации, когда он может и желает раскрыть свои потенциальные возможности, когда он берет ответственность за свой ученический труд на себя, вступая с учителем в отношение доброжелательного сотрудничества, а не иждивенчества. Учитель должен обладать высоким уровнем профессионализма, что предполагает творческое владение новыми информационными технологиями, способными решать задачи -обучения и развития каждого конкретного ученика, с учетом его способностей и возможностей.
  2. Краткое описание педагогической технологии
    Одной из основных функций учителя современной школы является проектирование индивидуального интеллектуального развития конкретного учащегося школы. Поэтому на первый план выходят такие формы деятельности учителя, как разработка индивидуальных стратегий обучения разных детей, учебно-педагогическая деятельность, индивидуальное консультирование и т.д. В этих условиях внедрение новых информационных технологий позволяет получать необходимую управленческую информацию, имеющую индивидуально-личностный характер, увидеть продвижение каждого ученика в ходе учебно-воспитательного процесса.
    Работа учителя в информационной технологии включает следующие функции:
    - Организационную: организация учебного процесса, разных форм обучения;
    - Проектировочную: моделирование урока, проектирование образовательных ситуаций;
    - Исследовательскую: изучение возможности восприятия информации;
    - Управленческую: управление работой учащихся, управление индивидуальной, групповой и фронтальной работой и т.д.
    Сегодня информационные технологии являются необходимой частью учебного и научного процессов. Новые информационные технологии с успехом внедряются как в содержания школьного образования, так и в организацию учебного процесса, управления школой. Компьютер используется на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой среды.
    В качестве учителя компьютер - это источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу). С другой стороны, новые информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность их самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а учителям - позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств педагогического моделирования.
    Педагогическое моделирование способствует наглядному представлению изучаемого объекта и повышению интереса у учащихся к этой форме обучения, а изучение процессов в динамике - более глубокому усвоению учебного материала.
    Работа в среде информационных технологий приучает школьника понимать смысл каждой операции, ее взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе.
    Новые информационные технологии - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер. Главным лицом в успешном внедрении новых информационных технологий в школе является УЧИТЕЛЬ - он должен обладать высоким уровнем профессионализма, что предполагает творческое владение новыми информационными технологиями, способными решать задачи - обучения и развития каждого конкретного ученика, с учетом его способностей и возможностей.
    Первое направление - планомерное обучение педагогов овладению новыми информационными технологиями (курсы повышения квалификации, педагогические советы, семинары и др.).
    Второе направление - ознакомление педагогов с возможностями новых информационных технологий (научно-практические конференции, практические семинары, обмен педагогическим опытом и др.).
    Такая работа позволяет, на наш взгляд, обеспечить готовность коллектива школы к освоению и использованию информационных технологий. А это, в свою очередь, позволяет более эффективно решать многие задачи организации образовательного процесса: так применение учителями школы новых информационных технологий позволяет говорить, что расширяется роль учителя: не только как организатора учебного процесса, но и педагогу - технологу, педагогу - консультанту.
    Каждый учитель должен уметь анализировать учебный процесс на предмет его эффективности, соответствия достигнутого результата планируемому. Эффективность аналитической деятельности учителя зависит в первую очередь, от сбора, обработки и хранения информации, т.е. умения оботать с документами и классифицировать их. Многочисленные рутинные операции бюрократического характера, неизбежные в деятельности любого учителя и связанные, главным образом, с разнообразными формами учета и отчетности, могут быть возложены на компьютер.
    Внедрение новых информационных технологий позволяет учителю получать необходимую управленческую информацию, имеющую индивидуально-личностный характер, увидеть продвижение каждого ученика в ходе учебно-воспитательного процесса.
  3. Этапы внедрения педагогической технологии
    Внедрение новых информационных технологий в Вилюйской средней школе № 3 имени Героя Н.С. Степанова г. Вилюйска началась с разработки и принятия Программы информатизации школы в 2000 году и начала совместной деятельности с улусным Центром информационных технологий. Эта программа определила основные направления деятельности школы по внедрению современных информационных технологий и совершенствованию управленческой деятельности школы. Первостепенное значение при реализации программы информатизации школы имеет развитие материально-технической базы школы в области компьютеризации.

Динамика оснащенности компьютерной техникой

  1. Наименование техники (шт)
    2000 г
    2001 г
    2006 г
    2008 г
    Ученические ПК
    8
    18
    20
    20
    Административные ПК
    3
    3
    8
    10
    Ноутбук
    -
    -
    1
    2
    Мультимедийный проектор
    -
    1
    2
    5
    Интерактивный проектор
    -
    -
    -
    1
    Интерактивная доска
    -
    -
    -
    3
    Принтер лазерный
    1
    2
    3
    5
    Принтер струйный цветной
    -
    -
    1
    3
    Сканер
    -
    -
    3
    5
    Ламинатор
    -
    -
    -
    1

    Из таблицы видно, что в последние годы повышается количество приобретаемой компьютерной техники. Это в большой степени связано с реализацией приоритетного национального проекта "Образование". Появление нового оборудования в школе ставит перед учителем новые вопросы: Что это? Как работать? Что делать? Из практики видно, что команда "любопытных" учителей активно включается в познание нового и использования их в своей работе. Позже включаются остальные учителя. Так идет процесс освоения нового, что положительно способствует развитию коллектива.
    Информатизация образования в целом станет совершенной, если имеющаяся в школе компьютерная техника будет полностью работать во всех сферах и для всех участников учебно-воспитательного процесса, а не стоять для "красоты". Для использования в своей деятельности информационные технологии учителям и учащимся школы созданы все условия.

 

Кабинеты с компьютерной техникой

Кабинеты
2000 г
2001 г
2006 г
2008 г
Кабинет информатики
1
2
2
2
Мультимедийный учебный кабинет
-
-
-
3


В мультимедийные кабинеты оборудованы интерактивной доской, составлены графики работы учителей в этих кабинетах. Планируется на базе одного кабинета информатики создание мультимедийного методического кабинета.


Использование ИКТ в профессиональной деятельности:

Информационные блоки
Участники
Начало использования
Базы данных о сотрудниках Зам. по НМР
с 2005 г.
Базы данных об учащихся Зам. по ВР, классные руководители, соцпедагоги
с 2003 г.
Учебный план Зам. по УР
с 2001 г.
Расписание учебных занятий Зам. по УР
с 2001 г.
Отчеты учителей-предметников о прохождении программ Зам. по УР
с 2001 г.
Отчеты учителей предметников об уровне обученности Зам. по УР
с 2001 г.
Календарно-тематические планы Зам. по УР, учителя-предметники
с 2006 г.
Отчеты классных руководителей о проделанной работе Зам. по ВР, классные руководители
с 2006 г.
Данные психологического тестирования Психологи
с 2005 г.
Отчеты, планы работы, ( анализы) руководителей структурных подразделений Заместители директора, соцпедагоги, психологи, логопед, библиотекари, руководители МО, организаторы детского движения, педагоги дополнительного образования, руководители кружковой работы
с 2001 г.
Использование на уроках, классных часах мультимедийные презентации Учителя-предметники, классные руководители
с 2001 г.
Использование на уроках, классных часах готовые программные продукты Учителя-предметники, классные руководители
с 2001 г.
Создание учебных материалов на электронных носителях с использованием стандартных приложений и инструментальных средств Учителя-предметники
с 2005 г.
Использование Интернет-ресурсов Учителя-предметники
с 2006 г.
Создание печатных продукций Все педагоги
с 2001 г.
Организация курсов по компьютерной грамотности Зам по НМР, учителя информатики, все педагоги
с 2000 г.
Организация курсов по офисным программам, готовым учебным программам Зам. по НМР, учителя информатики, учителя-предметники
с 2002 г.
Обобщение и распространение опыта в области ИКТ Учителя-предметники, заместители директора
с 2006 г.
Создание сайта школы Учителя-предметники
с 2008 г.
Создание сайта учителя Учителя-предметники
с 2008 г.
Участие на телеконференциях, Интернет проектах, конкурсах Педагоги, учащиеся
с 2006 г.
Создание электронного портфолио учителя Учителя
с 2008 г.
Участие на конкурсе "Дистанционный учитель года 2008" 4 учителя
с 2008 г.


Информационная компетентность педагогов


В овладении компьютерными технологиями ни в коем мере не влияют такие факторы как возраст, пол, наличие домашнего компьютера, специальность. Здесь огромную роль играет внутреннее состояние человека, общая его культура в развитии и самообразовании. Информационно-коммуникативная компетентность учителя складывается из компонентов "умею на основе знаний" и "применяю в образовательной практике". По итогам анкетирования учителей в 2007-08 учебном году, более 64% учителей умеют работать в системе обработки текстов, набирая и распечатывая дидактические материалы для поддержки учебного процесса. 45% педагогов умеют создавать презентации на Power Point, 28% могут работать с другими офисными приложениями, 40% имеют представление о работе с обучающими программами. Информация в сети Интернет доступна 25% учителей как результат их умения осуществлять поиск необходимых данных. Умеют пользоваться электронной постой умеют только 8% учителей.
Навыки применения знаний и умений педагогов приобретаются в деятельности, поэтому крайне важно отслеживать деятельностный режим использования ИКТ. На основе анкетирования учителей выявлено: разрабатывают электронные дидактические материалы для поддержки учебного процесса 49% педагогов, выполняют компьютерные презентации 40% учителей, используют обучающие программы 18%, используют материалы Интернет для уроков 23%, для внеклассной работы 28%, для профессионального развития 34% педагогов, представляют материалы для Интернета 6%, пользуются электронной почтой 6%, выполняют совместно с учащимися учебные компьютерные проекты 6%.
Умею
%
Делаю
%
Готовить дидактические материалы для учебного процесса
64
Разрабатываю и набираю дидактические материалы для учебного процесса
49
Создавать компьютерные презентации на Power Point
45
Выполняю компьютерные презентации на Power Point
40
Осуществлять поиск информации в сети Интернет
25
Использую материалы Интернета как источник информации для профессиональных целей
23-34
Работать с обучающими программами
40
Работать с обучающими программами на уроках и занятиях
18
 
Представляю материалы для Интернета
6
 
Выполняю совместно с учащимися компьютерные учебные проекты
6

 

В итоге наблюдается небольшая разница между уровнем компетенции учителей работать в среде НИТ и их практическим применением в профессиональной деятельности (т.е. компетентностью), а также недостаточное использование обучающих программ; разработка и выполнение учебных компьютерных проектов.

МОУ "ВСОШ №3 им. Н.С. Степанова" Республика Саха (Якутия) город Вилюйск улица Октябрьская, 9, www..schstep.ucoz.ru, schstep@mail.ru

Адрес: Республика Саха (Якутия) город Вилюйск

Телефон: рабочий 8(41132)41238 Электронный адрес: sleptsovaav@mail.ru

Хостинг от uCoz